В перспективе целесообразно директивно утверждать лишь главные цели строительных организаций и объемы важнейших ресурсов, требуемых для их выполнения. Другие экономические показатели не требуют утверждения, они будут складываться на основе оптимального управления в процессе достижения главных целей - планомерный ввод в действие производственных мощностей и объектов и рост производительности общественного труда. Но уже в двенадцатой пятилетке прогнозируется замена жестких, абсолютных размеров ряда утверждаемых плановых показателей более гибкими, стабильными (не менее чем на пять лет) плановыми нормативами. Это нормативы фонда заработной платы на единицу показателя, принятого для измерения производительности труда, прибыли, остающейся в распоряжении строительных организаций (объединений) и т. д.

Совершенствование хозяйственного механизма предполагает также дальнейшее усиление роли социального планирования и социальных методов управления производством. Можно прогнозировать, что планы социального развитая строительных коллективов на всех уровнях структуры управления подотраслью войдут в общую систему планирования, станут столь же неотъемлемыми частями государственных планов, как технические и экономические разделы.

В перспективе ожидается устранение противоречий в основных показателях строительных организаций, промышленных и транспортных предприятий системы строительных министерств (ведомств).

Показатели промышленных и транспортных предприятий не ориентированы на достижение конечных результатов строительного производства - ввод в действие произведет' венных мощностей и объектов. Один из важнейших вариантов устранения указанных противоречий связан с переходом на планирование, расчеты и оценку их деятельности по комплектам строительных материалов, деталей, конструкций и т. д., поставляемых на строительные объекты в соответствии с графиком поставок. В этом случае соответственно в объемы реализованной промышленной продукции и грузооборота будет включаться стоимость поставляемых (транспортируемых) на стройки ресурсов только при обеспечении комплектности поставок.

В связи с прогнозируемым переходом на сооружение объектов методом «под ключ» основной формой финансирования строительных организаций (объединений) должно стать кредитование затрат по незавершенному строительству, включающему кроме строительно-монтажных работ стоимость оплаченного оборудования, инструмента и инвентаря, не требующего монтажа и сданного в монтаж, и прочие капитальные работы и затраты.

В настоящее время финансирование и кредитование подрядных работ связано с представлением в учреждения Стройбанка СССР довольно сложного реквизита, который в значительной степени зависит от заказчика. Однако при задержке его оформления, например, в связи с отсутствием проектно-емстной документации, закрывают финансирование не только заказчику, но и подрядчику. Такой порядок нельзя признать целесообразным. Поскольку план имеет силу закона и факт его утверждения создает безоговорочные обязательства подрядчика по строительству и вводу в действие, то представляется логичным утверждение плана считать правовой основой для открытия финансирования и кредитования. Все вопросы, связанные с проектно-сметной документацией и другими формальными основаниями финансирования, должны быть решены до утверждения плана, а если они не решены, то подрядная организация не должна нести за это ответственность. Поэтому можно прогнозировать введение гарантированного финансирования (кредитования) всех объектов, включенных в государственный план.

В этой связи возникает вопрос о необходимости установления материальной ответственности учреждений банка за перебои в финансировании, например, по мотиву недостатка кредитного ресурса или отсутствия средств у заказчика.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru