Для экономического и социального развития нашей страны в настоящее время характерны крупные инвестиционно-производственные программы, преимущественно связанные с вовлечением в хозяйственный оборот природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Казахстана. Таковы Канско-Ачинский комплекс, хозяйственное освоение зоны БАМа, Усть-Илимский, Саянский, Норильский, Центрально-Красноярский, Южно-Якутский, Мангышлакский, Павлодар-Экибастузский комплексы и самая крупная из когда-либо выполнявшихся программ в истории советской и, вероятно, мировой экономики - Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс.

В ходе их реализации возникает объективно обусловленная коллизия между стремлением как можно быстрее включить в производственный оборот. Природные ресурсы и необходимостью создавать в отдаленных районах надлежащие условия труда и жизни уже на стадии пионерного освоения. В результате дефицит социальной инфраструктуры становится основным ограничением мощности строительных организаций, а поэтому и временным ограничением выполнения программ, которые, как правило, характеризуются весьма высокими экономическими потенциалами.

Эта ситуация является в известном смысле типологической для строительного производства, которое по самой своей сущности носит мобильный характер, тогда как социальная структура локально закреплена в культурных и промышленных центрах.

Для преодоления указанного противоречия разработан весьма своеобразный и очень плодотворный способ межрегионального использования трудовых ресурсов и социальной инфраструктуры - экспеднционно-вахтовое строительство.

Его можно определить также как систему организации производства и труда, которая предусматривает выполнение строительных работ силами специализированных подразделений, дислоцированных в обжитых районах страны, с регулярным выездом сменных коллективов на объекты строительства в отдаленные районы или на трассы линейных строек - железных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач и др. При этом сохраняются специализированные коллективы в старых районах, накопившие большой производственный опыт и обладающие производственной базой.

Если подойти к сущности экспедиционно-вахтового строительства с социально-экономических позиций более высокого уровня, то можно сказать, что эта форма комплексной оптимизации производственной деятельности и социальной жизнедеятельности людей и коллективов, призванных выполнять крупные народнохозяйственные инвестиционно-производственные программы.

Начальные этапы таких программ обычно несут в себе элементы неопределенности. Программа должна завоевать общественное признание, и доказательством ее права на существование служат крупные производственные результаты; только они окончательно определяют масштабы производственных инвестиций и тем более - непроизводственных.

Конкретизируя эту ситуацию на примере нефтегазового комплекса Западной Сибири, мы отчетливо видим, что для ускоренного наращивания производственных мощностей по добыче нефти и газа, как это вытекает из решений XXVI съезда КПСС, требуется огромный инвестиционный потенциал. Если в нефтяных и газовых провинциях создавать весь спектр социальной инфраструктуры, то разрыв в темпах социального и производственного развития трудно будет устранить.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru