Несколько более подробно следует остановиться на попытке нормирования части прибыли, оставляемой в распоряжении хозрасчетного министерства. Как известно, нормативы отчислений от прибыли в распоряжение министерства устанавливались и процентах от балансовой прибыли по всем видам деятельности на каждый год пятилетки исходя из суммы прибыли и учитываемых в финансовом плане доходов и расходов. Сам по себе нормативный подход в распределении получаемой прибыли можно только приветствовать, поскольку он направлен на достижение максимальных результатов при наименьших затратах.

Однако, на наш взгляд, его положительное влияние при белорусском эксперименте было недостаточным в связи с известной непоследовательностью в использовании заложенных в этом подходе принципов. Во-первых, не был соблюден одни из основных принципов - стабильность нормативов. Такие нормативы, естественно, при условии должного научного обоснования их размеров целесообразно устанавливать неизменными на всю пятилетку. Тогда у хозрасчетной системы появится заинтересованность в значительном повышении рентабельности производства: ведь с ростом массы прибыли прямо пропорционально будет возрастать остающаяся в ее распоряжении часть.

Между тем нормативы устанавливались на каждый год в отдельности, а в основании их размеров лежали предполагаемые затраты на год. Тем самым величина нормативов как бы «подгонялась» под затраты, а значит, ни в коей мере не стимулировала увеличения массы прибыли. Во-вторых, отсутствие стабильности указанных нормативов не позволило реализовать и такую возможность нормативного распределения прибыли, как отказ от директивного планирования прибыли и переход на централизованное утверждение указанных нормативов. В последнем случае интересы государства были бы защищены самой величиной нормативов, так как в бюджет перечислялась бы строго фиксированная часть прибыли, т. е. оставшаяся за вычетом норматива, определяемого в процентах от массы прибыли. В-третьих, в качестве одного из источников доходов, на которые уменьшалась величина нормативов, предусматривался прирост накоплений в незавершенном производстве строительно-монтажных работ.

 Иначе говоря, источником плановых затрат становилась так называемая нереализованная прибыль, или прибыль, которая, возможно, будет получена после сдачи объектов, числящихся в незавершенном производстве. Понятно, что этот источник нельзя считать достаточно надежным (недаром некоторые специалисты остроумно называют нереализованную прибыль «нереальной»).

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru