Вместе с тем в ходе эксперимента выявились и некоторые недостатки его программы. Число показателей плана было значительно сокращено, но по Главмосстрою в целом эти показатели сохранились, в силу чего главк, хотя формально и не имел права требовать от экспериментирующих организации выполнения плана по «валу» и производительности труда (выработке), все же требовал этого по административным каналам. Отчисления в фонд предприятия (в то время еще не было фондов экономического стимулирования) были установлены в размере 4 % плановой прибыли и 60 % - сверхплановой.

Такая пропорция привела к тому, что строительные организации зачастую боролись не столько за изыскание и реализацию резервов прибыли, сколько за снижение задания по прибыли. Планы прибыли не раз пересматривались и устанавливались окончательно за несколько дней до истечения планируемого периода. Отчисления от прибыли производили в один общий фонд предприятия и большую часть его расходовали на материальное поощрение, а вопросы развития производства и социально-культурных мероприятий были отодвинуты на второй план.

Эксперимент Главмосстроя был прекращен в связи с подготовкой к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования всех строительных предприятий в соответствии с майскими решениями 1969 г.

В дальнейшем область экономического экспериментирования в строительстве расширялась и масштабы увеличивались, хотя результаты не всегда были положительными. Это вполне закономерно. Ведь эксперимент и предназначен для проверки правильности мероприятий, методов и форм экономической работы, об эффективности которых трудно заранее судить. Поэтому и отрицательный результат экономического эксперимента несет содержательную информацию - предостерегает от применения данного метода в более широком масштабе или указывает на наличие еще не решенных задач, невыполненных условий установления и поддержания оптимального режима.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru