Перечень передовых организаций по каждому показателю может устанавливаться республиканскими министерствами,  главными  производственными  управления союзных республик, а также прочие стройки и объекты.

Каким же основным требованиям, на наш взгляд, должны удовлетворять критерии ранжирования строек и объектов?

Первое требование - базирование на соизмерении затрат и результатов и направленность на достижение максимума эффекта при минимуме затрат. Второе - отражение с достаточной достоверностью народнохозяйственного значения сооружения строек и объектов внутри каждой из выделенных групп. Третье - учет фактора времени. Четвертое - известная универсальность, необходимая для ранжирования строек и объектов различных отраслей и назначения.

Кроме общестроительных организаций в составе каждого строительного министерства (ведомства) имеются узкоспециализированные по отраслевому принципу организации. Как правило, к ним относятся такие организации, которые выполняют до 80 % общего объема работ на объектах определенной отраслиниями и объединениями, а по органам среднего звена структуры управления - союзными и союзно-республиканскими строительными министерствами. Уровень напряженности плана для эталонной (передовой) организации в таком случае может быть рассчитан на основе предусматриваемых в его плане заданий и мероприятий.

Понятно, что и при дополнительных критериальных оценках оптимальное значение коэффициента напряженности должно равняться единице.

Следующая важная проблема планирования строительного производства, которую практически невозможно решить без учета фактора времени,- определение приоритетности строек и объектов. Строго говоря, основное направление в ее решении известно и уже давно. Качественное ранжирование строек и объектов заложено в установленном порядке утверждения титульных списков. Таким образом, задача сводится к выбору критериев ранжирования строек и объектов внутри каждой из групп, состав которых определен порядком утверждения титульных списков.

Приоритетность построек

К наиболее приоритетным, по нашему мнению, должны относиться важнейшие стройки и объекты, титульные списки которых утверждаются Советом Министров СССР по представлению Госплана СССР. Эти объекты получают порядковые номера, начиная с первых.

По существующей практике в составе этой группы строек и объектов выделяются еще три группы: а) сооружаемые па компенсационной основе; б) сооружаемые на комплектном импортном оборудовании; в) сооружаемые по постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

С учетом этого ранжирование может начинаться с группы «а», последующие номера получают объекты группы «б», а затем - группы «в».

К следующим по приоритетности относятся стройки и объекты сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше, утверждаемые министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР.

И, наконец, третья группа строек и объектов сметной стоимостью ниже 3 млн. руб., получающая номера вслед за второй группой, включает объекты, по которым титульные списки утверждаются непосредственно министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров.

Для них может применяться несколько иной критерий, непосредственно опирающийся на натуральные измерители.

Подобный приведенному нами критерий с успехом применялся при определении последовательности строительства объектов, обеспечивающей максимально возможный прирост продукции в системе Министерства приборостроения СССР. Однако в предложенной нами формуле в качестве затратной категории используются не остатки сметной стоимости строек (объектов), а сметная стоимость работ, необходимая для завершения строительством объектов.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru