С самого начала эксперимента стала очевидной необходимость перестройки системы материально-технического обеспечения. Вот почему позднее было принято решение о переходе на снабжение через органы Госснаба СССР по заявкам строительных организаций в соответствии с их потребностью, определяемой проектами и сметами. Неожиданные трудности возникли в отношениях с органами Стройбанка СССР. Дело в том, что в инструкцию по кредитованию незавершенного производства в условиях эксперимента из прежних инструктивных документов механически были перенесены некоторые устаревшие положения, не соответствующие новым организационно-экономическим отношениям. В инструктивных указаниях по-прежнему оставался обширный перечень причин, не зависящих от деятельности подрядных организаций, но тем не менее, препятствующих открытию кредитования.

К примеру, заказчик не открывает финансирования по включенному в план объекту, а подрядная организация лишается оборотных средств по его вине.

Учитывая, что включение объекта в план представляет собой признание общественно необходимой потребности в его сооружении, естественным, на наш взгляд, является незамедлительное открытие финансирования соответствующих строительных организаций на срок до его фактического завершения и оплаты заказчиком. Конечно, это вовсе не означает пассивной роли органов Стройбанка СССР в контроле за выполнением сторонами обязательств по договорам подряда на капитальное строительство.

Но в любом случае ущерб должна нести виновная, а не потерпевшая сторона. Кстати, одним из общих недостатков белорусского эксперимента нам представляется сохранение прежних положений по имущественной ответственности участников инвестиционного процесса в Правилах о договорах подряда. Дело в том, что ориентация на конечные народнохозяйственные результаты в строительстве со всей очевидностью предполагала усиление такой ответственности. В новых условиях по приведенным выше причинам «цена» несоблюдения договорных обязательств становилась явно более высокой.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru