При планировании и внедрении новой техники, технологии и организации производства зачастую решаются и важные социальные задачи: изменяется характер труда, увеличивается его интеллектуальная составляющая за счет снижения роли физического элемента, повышается уровень техники безопасности, снижаются профессиональные заболевания. Сопутствующие социальные результаты в принципе доступны измерению и подлежат учету при сравнении и выборе вариантов, хотя они и не всегда поддаются прямой стоимостной оценке. Программы, осуществляемые ради быстрого достижения весьма значительного эффекта, решающим образом влияющего на экономику страны, отрасли, региона, при реализации которых допускаются временные и частичные отклонения от принятых стандартов условий жизни.

Такие ситуации возникают, например, при пионерном освоении отдаленных районов, богатых природными ресурсами. В этих случаях, как правило, предусматриваются экономические компенсации временного ухудшения условий труда и быта, что, естественно, подлежит отражению при оценке экономической эффективности. Вместе с тем участие в таких программах служит хорошей морально-политической закалкой для молодежи, формирует мировоззрение, воспитывает настойчивость при достижении поставленных государственных целей.

Четвертая ситуация складывается, когда главной целью крупной программы является достижение значительных, но чисто социальных результатов, сопряженных с большими затратами. Таковы программы всеобщего образования, пенсионного обеспечения, а также научно-производственные программы, направленные на получение фундаментальных результатов и не преследующие   непосредственных   экономических   целей.

В целом экономическое и социальное  как средство и цель

Принципиально важно отметить, что на уровне общественного производства в целом экономическое и социальное соотносятся как средство и цель, как ресурс и результат, а реальные процессы общественного производства, как правило, содержат оба эти элемента. При этом социальные цели проявляются тем сильнее, чем значительнее масштаб программы, чем больший срок требуется для их достижения.

К числу концептуальных вопросов социальной эффективности относится трактовка категорий время и свободное время. В теории экономической эффективности категория время выступает в трех формах - как измеритель затрат труда (в сочетании с численностью работников), как ограничение, если результат требуется строго к назначенному сроку, или как объект оптимизации, поскольку крупные критериальные результаты желательно получить по возможности в сжатые сроки.

Эти положения сохраняются и в концепции социальной эффективности. При этом содержание категории время существенно расширяется за счет рассмотрения специфичной для социальных процессов категории - свободное время.

Свободное время - это особая форма народного богатства, принадлежащего личности, семье, коллективу, обществу.

На основе государственных мероприятий и реализации закрепленных в Конституции СССР прав трудящихся фонд свободного времени в развитом социалистическом обществе значительно возрос. Экономическая база его увеличения - рост производительности общественного труда. Значительным резервом увеличения свободного времени является совершенствование технологии бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта, а также более четкое выполнение функций управления.

Критерий информации и свободного времени

Будучи народным богатством, свободное время, как и всякое богатство, является лишь потенциалом удовлетворения духовных потребностей, а эффективность свободного времени определяется реальными социальными результатами, достигаемыми при его использовании. С этих позиций представляются в равной мере недопустимыми как растрата свободного времени на чисто развлекательные занятия (игра в домино, в карты, бессодержательные разговоры и т. д.), так и чрезмерные затраты времени потребителями при обслуживании в предприятиях общественного питания, торговли, бытовых учреждениях.

Следовательно, увеличение фонда свободного времени правомерно рассматривать как результат при оценках экономической эффективности в отраслях бытового обслуживания и как ресурс (затраты) при расчетах и оценках социальной эффективности. С этих позиций представляется вполне логичной и правомерной стоимостная оценка увеличения свободного времени населения при сравнении вариантов и оценке проектов предприятий сферы обслуживания.

Информация в различных ее формах выступает как специфичный элемент инфраструктуры всех процессов общественного производства. Однако столь важная проблема, как роль и место информации в теории эффективности, до сего времени не исследовалась в экономической науке, а в официальных методических материалах оценка информации в явном виде отсутствует.

В теории эффективности мы рассматриваем информацию, с одной стороны, как ресурс для достижения поставленных целей, а с другой стороны, как результат деятельности отраслей: образования, культуры, искусства, науки. Более того, в народном хозяйстве сформировалась целая отрасль (или комплекс отраслей), которая специально занимается распространением информации (сообщений). К ним относятся печать, радио, телевидение, сеть библиотек, читальных залов и другие учреждения.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru