К показателям культурно-бытового уровня относятся число учащихся в школах, техникумах, вузах, а также число окончивших эти учебные заведения членов данного производственного коллектива. Весьма существенны показатели обеспеченности медицинскими и детскими учреждениями, а также характеристики уровня развития культуры, физической культуры и спорта, например число посещений театров, кино, концертов, количество участников самодеятельного искусства, литературных, спортивных кружков и др.

Показатели условий труда и жизни характеризуют физико-биологическую обстановку в местах, в населенных пунктах, в том числе чистоту воздуха, освещенность, шумы, тепловлажностный режим в помещениях, наличие озелененной территории, водоемов и т. п. Их динамика может служить характеристикой происходящих в коллективах общественных процессов, таких, как улучшение условий труда и жизни, повышение уровня благосостояния, развитие культуры, наиболее полное раскрытие творческих дарований.

Для соизмерения затрат с достигаемыми на их основе социальными результатами применяют социально-экономические нормативы, например затраты на строительство и содержание детских садов, яслей, школ-интернатов в расчете на одно место, затраты на озеленение по показателю 1м2 на человека и т. п.

В заключение несколько слов об одном классификационном признаке экономических нормативов, которому принадлежит важная роль в хозяйственном механизме, а именно - о подразделении нормативов на средние, предельные и «строгие».

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru