Важнейшим принципом теории экономических измерений является полнота описания процесса или ситуации на основе системы показателей, в совокупности своей необходимых и достаточных для анализа, прогноза и экономического управления. Поэтому необходимо определить перечень важнейших показателей, используемых для этих целей, и регламентировать порядок их формирования на основе первичных измерений.

В такой перечень войдут директивные показатели (утверждаемые вышестоящими организациями в качестве плановых заданий), основные показатели бухгалтерского учета и статистической отчетности, ряд аналитических и расчетных показателей, характеризующих отдельные элементы и черты объекта исследования -  производственные,   экономические   и   социальные.

В качестве базового варианта можно рекомендовать следующий примерный перечень показателей для строительных предприятий.

Результаты (ввод в действие) по объектам - мощность, сметная стоимость, срок, товарная продукция, чистая (условно чистая) продукция, валовая продукция, объемы отдельных видов работ в физическом выражении, прибыль, продолжительность строительства, качество сданных объектов.

Затраты - себестоимость товарной продукции (в целом, по объектам и по статьям затрат), кредит, проценты за кредит, амортизационные отчисления, затраты основных материалов.

Состояние производства - число строящихся объектов, их сметная стоимость, незавершенное строительство, незавершенное производство строительно-монтажных работ, остаток сметной стоимости по начатым и не законченным объектам.

Основные фонды - стоимость и вещественное содержание в целом и по видам, показатели парка машин (типы, возраст, использование, сменность, выработка), структура фондов.

Понятия труда, экономического стимулирования, финансовой деятельности, социальных показателей

Труд - численность рабочих и управленческих кадров по категориям, профессиональный и квалифицированный состав, демографический состав, распределение по стажу; заработная плата (по категориям персонала), показатели организации труда, число бригад конечной продукции, комплексных технологических потоков, объемы выполненных ими работ, численность персонала, производительность труда по товарной и условно-чистой продукции.

Экономическое стимулирование - размеры фондов экономического  стимулирования   (динамика),   источники, распределение; премии за ввод в действие в срок и досрочно - размеры, распределение.

Финансовая деятельность - прибыли и убытки (развернуто), плата за фонды, оборотные средства по основным статьям, задолженность заказчиков, штрафы и пени, претензионная деятельность, неликвидные активы.

Социальные показатели - жилой фонд, социальная инфраструктура - детские учреждения, бытовое обслуживание, подготовка кадров, культурные учреждения, клубная работа, текучесть.

Приведенный перечень ориентирован на уровень строительных предприятий; для других организационных уровней (участки, бригады, а также объединения, главные управления)   потребуются иные показатели.

Некоторые показатели, применявшиеся ранее, по нашему мнению, не отвечают принципам нового хозяйственного механизма. Среди них - нереализованная прибыль, сметная стоимость незавершенного производства строительно-монтажных работ, фондоотдача как отношение валовой продукции к стоимости фондов, производительность труда по валовой продукции.

В теории и практике экономических измерений вообще и в строительстве в особенности видная роль принадлежит нормативам, которые применяются для расчетов и в качестве эталонов при определении затрат и результатов.

Понятие нормативы

Нормативы - это долговременные, объективно обусловленные количественные характеристики, определяющие соотношения затрат, результатов и времени в производственно-экономических процессах капитального строительства.

В этом определении существенными чертами являются, во-первых, долговременность и устойчивость нормативов по сравнению с плановыми и фактическими показателями, во-вторых, их необходимый, объективно обусловленный характер, их независимость от волеизъявления лица, принимающего решения.

Нормативы, конечно, необходимо дополнять и пересматривать по мере того, как возникают для этого объективные предпосылки - научно-технический прогресс, существенные изменения социально-экономической обстановки,  новые  крупные  задачи   в  той  или иной области капитального строительства (например, освоение новых районов) и т. д.

Однако пересмотр нормативов происходит не слишком часто. Например, плановые и фактические показатели прибыли строительных организаций колеблются в широком диапазоне из года в год и даже по месяцам, а также по регионам, тогда как норма прибыли в сметной стоимости строительно-монтажных работ оставалась неизменной с 1969 до 1984 г. То же самое можно сказать и о сметных нормах затрат материалов, труда и машинного времени в расчете на единицу продукции.

Проблема нормативов пересекается практически со всеми функциональными экономическими проблемами.

Этот примерный перечень далеко не полностью отражает масштабы применения нормативов в новом хозяйственном механизме.

Выступая в качестве регуляторов затрат в диапазоне от бригады до организационных структур высокого уровня, нормативы образуют как бы кристаллическую решетку пропорциональности, сбалансированности всего инвестиционнего процесса.

- Строительные нормы и правила (СНиП)

Основное противоречие проблемы нормативов заключается в том, что в промежуточном звене между теорией и практикой - в методиках, инструкциях, правилах - не предусмотрены ни стимулы их применения, ни санкции за нарушение этого порядка.

Существуют нормы продолжительности строительства, нормы затрат материальных ресурсов и другие, а в планах нередко исходят из других предпосылок без достаточных к тому оснований.

При всем том наличие системы нормативов в строительстве, объединенных в своего рода «кодекс» - Строительные нормы и правила (СНиП), несомненно следует рассматривать как серьезное научно-практическое достижение, создающее информационную базу для проектирования, технико-экономического анализа процессов строительного производства, выявления его закономерностей и тенденций, разработки плановых балансов и объективного определения плановых показателей, а также для определения эффективности и   принятия  решений   об  экономическом   поведении.

В новом хозяйственном механизме эффективность применения нормативов можно значительно повысить путем формирования производственно-нормативных комплексов на строительных предприятиях. Нормативные комплексы, по нашему мнению, должны включать:

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru