При сравнении вариантов социально-экономических процессов и программ на уровне отраслей, регионов, крупных комплексов в качестве критериев можно использовать: расширение познания, т. е. объема и содержания долговременной информации (научной, эстетической и технической); расширение возможностей творчества и самовыражения в производстве, науке, искусстве, общественной деятельности, общения с людьми и природой; улучшение условий труда, быта и отдыха; создание семьи и воспитание детей; укрепление общественного правопорядка и другие. Специфическим для советского общества социальным результатом является психологическое состояние уверенности в завтрашнем дне, доверия личности к коллективу, ощущение причастности к делам государства.

Таким образом, соотношение экономической и социальной эффективности в народном хозяйстве и в общественной жизни страны - это соотношение средства и цели.

Теория экономической эффективности как одной из проблем конкретной экономики оформилась у нас в начале шестидесятых годов на основе работ С. Г. Струмилина, Т. С. Хачатурова, В. В. Новожилова, В. П. Красовского, А. А. Бесчинского, А. И. Шустера и др. В первый период исследований были обоснованы и закреплены в методических документах вопросы о критерии, основном оценочном показателе (приведенные затраты), учете фактора времени, едином нормативном коэффициенте эффективности в народном хозяйстве и дифференцированных отраслевых нормативах. Вопросы эффективности капитального строительства были отражены в широко известных монографиях, вышедших в 1961 - 1963 гг., где наряду с интерпретацией общих вопросов эффективности применительно к строительной отрасли были  предложены  методы оценки(производственная база - строительство - эксплуатация), оценки увеличения фонда свободного времени, обосновано применение транспортной задачи линейного программирования и др., а также введено понятие потенциала эффективности научно-исследовательских работ.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru