В дальнейшем значительно расширился круг ученых, работающих над проблемой эффективности и наряду со школой Т. С. Хачатурова сформировалось научное направление, представители которого обосновывали единый норматив эффективности для всех отраслей и регионов, а также для учета фактора времени (норматив дисконта), дисконтирование амортизационных отчислений, установление нормы эффективности на уровне фактической средней рентабельности (отношение прибыли к производственным фондам), оценку новой техники по интегральному эффекту за расчетный период с учетом дисконта, применение экономико-математических моделей и т. д. Эту школу возглавляют Н. П. Федоренко, Н. Я. Петраков, Д. С. Львов, в поддержку этих научных позиций выступали и некоторые другие ученые.

Здесь нет необходимости рассматривать сущность разногласий, тем более что творческие дискуссии привели к сближению исходных принципов. К числу наиболее важных результатов следует отнести прежде всего обобщение категории эффективности, переход от понятия экономическая эффективность к более широкому - эффективности общественного производства с охватом проблем социальной эффективности. Можно считать принципиально решенными и такие вопросы, как оценка природных ресурсов (в народнохозяйственных расчетах) по замыкающим затратам с учетом рентного фактора, а также учет мировых цен и покупательной силы валюты в программах, связанных с внешнеэкономическими отношениями. Таковы, например, компенсационные программы, совместное строительство с социалистическими странами, строительство за рубежом силами организаций Советского Союза или при их технической помощи.

В настоящее время завершается разработка раздельных методических приемов оценки мероприятий, реализуемых в сфере хозрасчета (на уровне предприятий), и крупных целевых программ, реализуемых на уровне народного хозяйства.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru