Регламентация отношений Миннефтегазстроя СССР и его подведомственных объединений, предприятий и организаций с заказчиками, общегосударственными органами управления и их подразделениями - Госпланом СССР, Госстроем СССР, Госснабом СССР, Минфином СССР, Госкомтрудом СССР, Стройбанком СССР и др.- осуществляется по согласованию с ними.

Каждая функция рассматривается как вектор, охватывающий соответствующие экономические отношения на различных организационных уровнях, тогда как подсистема того или иного организационного уровня охватывает все организационно-экономические, социальные и правовые отношения (включая функции экономического управлення) на данном уровне.

Обучению и переподготовке кадров придается особое значение. Эта стадия охватывает практически все категории работников - от рабочего до первых руководителей. Формы обучения новым методам хозяйствования также разнообразны: в системе экономического образования, институте повышения квалификации министерства, целевая подготовка в школах передового опыта и др.

Экспериментирование рассматривается как наиболее ответственная стадия в перестройке хозяйственного механизма. Из трех основных групп экономических экспериментов (поисковые, подготовительные и корректирующие) преобладающими в период 1981 - 1985 гг. являлись эксперименты первой и второй групп.

Наибольший интерес из четырнадцати осуществляемых экспериментов, на наш взгляд, представляет комплексный эксперимент по созданию организационно-экономической, социально-психологической и правовой обстановки в трубопроводостроительных трестах, ориентированной на ускорение сооружения магистральных газопроводов Западная Сибирь - Центр с минимальными затратами совокупных ресурсов.

Он предусматривает внедрение в трестах новых организационных структур, специализированных по этапам строительства и комплексам работ, совершенствование низового планирования, всемерное развитие внутрихозяйственного расчета, переход в производственных звеньях на коллективную систему оплаты труда, включая руководителей, ИТР и специалистов низовых подразделений, активизацию участия трудящихся в управлении производством путем улучшения организации социалистического соревнования и расширения прав советов трудовых коллективов, улучшение социально-психологического стимулирования на базе внедрения прогрессивного экспедиционно-вахтового метода и др.

Реконструктивный (неодновременный) характер замены устаревших элементов хозяйственного механизма, необходимость взаимоувязки различных мероприятий между собой, а также стадийность в осуществлении каждого мероприятия предъявляют особые требования к определению сроков и масштабов внедрения новых методов и форм экономического управления. Продолжительность четырех предварительных стадий определена таким образом, чтобы обеспечить внедрение мероприятий в установленные директивными органами сроки.

Полная реализация специфичных для отрасли мероприятий, зависящих от внешних для министерства факторов, в некоторых случаях выходит за пределы периода 1981 - 1985 гг. На стадии экономического экспериментирования отдельные прогрессивные элементы хозяйственного механизма предусмотрено отрабатывать в наиболее характерных для отрасли организациях-представителях.

Такой подход позволяет осуществлять массовое внедрение мероприятий, начиная либо с вышестоящего звена структуры управления, включающего эти организации, либо с аналогичных организаций - трестов, объединений, главных производственных управлений. Ряд1 мероприятий, по которым накоплен значительный опыт работы в других министерствах (ведомствах), намечено внедрить без предварительной экспериментальной отработки в системе Миннефтегазстроя СССР.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru