Как отмечалось, организационно-экономические отношения составляют основу хозяйственного механизма страны. Но ими не исчерпывается его состав. Кроме элементов базиса в него входят надстроечные элементы - социально-психологические и правовые отношения.

В состав хозяйственного механизма не включены так называемые административные методы воздействия на производство. И это не случайно. Термин «администрирование» обычно употребляется в двух основных значениях: во-первых, как управление посредством специального аппарата и, во-вторых, для обозначения руководства, осуществляемого формально, бюрократически, приказными методами, без конкретной организаторской, разъяснительной и воспитательной работы.

Понятно, что при централизованном плановом руководстве народным хозяйством любое управленческое решение связано с использованием специального аппарата управления, а потому и экономические, и социально-психологические методы в определенной степени могут быть отнесены к административным.

Умопризнание бюрократизма формой управления, имманентно присущей социализму, что абсурдно. Вместе с тем права, обязанности, ответственность и т. п. органов управления, производственных коллективов и отдельных работников закреплены законодательно или разрабатываемыми па основе законов правовыми нормами. Поэтому, по нашему мнению, есть основания для отнесения методов управления, основанных на использовании законов, постановлений и других нормативных документов, но прямо не связанных с экономическими или социально-психологическими методами, к группе правовых. Причем эта разновидность правовых отношений может быть названа формально-правовой.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru