Первые связаны главным образом с объективной закономерностью превышения спроса на капитальные вложения над возможностью его удовлетворения при социализме. Эта закономерность вытекает из закона опережающего роста потребностей общества: потребности растут быстрее, чем общество может обеспечить их удовлетворение. Капитальное строительство, отвлекая значительную часть ресурсов страны из текущего производства продукции, тем самым значительно сокращает возможности удовлетворения потребностей трудящихся на период до реализации строительной продукции. С другой стороны, развитие производственных отраслей и непроизводственной сферы во многом обусловлено ростом основных фондов, до 80 % объема которых создаются с участием строительно-монтажных организаций. Капитальное строительство участвует в удовлетворении потребностей трудящихся как непосредственно (создаст объекты непроизводственной сферы, например жилье), так и, главным образом, опосредствованно (обеспечивает развитие средств производства).

«...Средства производства,- писал В. И. Ленин,- изготовляются не ради самих же средств производства, а лишь ради того, что все больше и больше средств производства требуется в отраслях промышленности, изготовляющих предметы потребления»

Таким образом, при опережающем росте потребностей капитальное строительство не только не снижает возможность их удовлетворения в текущем периоде, но и выступает в качестве одной из отраслей, обеспечивающих специфическую потребность общества в накоплении.

«...Накопление есть также потребность общества и каждого его члена. Без накопления невозможно обеспечить расширение производства, а тем самым и удовлетворение растущих потребностей».

Поэтому указанная закономерность может рассматриваться как частный случай закона опережающего роста потребностей над возможностью их удовлетворения.

Роль государства в области управления   строительством

Учет этой закономерности объективно связан с правовым закреплением принимаемых решений в области управления строительством.   Государство,   выражает общественные интересы, призвано ограничивать масштабы капитального строительства, опираясь на силу и авторитет власти.      При этом специфика отрасли обусловливает необходимость исходить не только из экономической, но и политической целесообразности ускоренного развития тех или иных отраслей и сфер народного хозяйства. Вот почему централизация функций управления капитальным строительством неизбежна на всех этапах построения коммунистического общества. Вместе с тем по мере развития экономики нашей страны возникает и углубляется противоречие между необходимостью подобной централизации и возможностями обоснованного решения вопросов управления капитальным строительством в центральных органах.

Масштабы развитого социалистического общества таковы, что без повышения обоснованности планирования и расширения использования экономических рычагов и социально-экономических стимулов невозможно успешно выполнять все усложняющиеся задачи капитального строительства. На определенном этапе правовое закрепление экономических и социально-психологических  методов начинает   подменяться   формально-правовыми   методами, искусственно оторванными от своей социально-психологической основы.

Тогда начинается, если так можно выразиться, эксплуатация силы и авторитета власти, при которой решение не потому правильно, что опирается на экономическую или социально-психологическую целесообразность, а потому, что оно исходит из центра. Причем для капитального строительства в этом случае характерны подмена вышестоящими органами управления нижестоящих, жесткое регламентирование и даже ущемление прав социалистических государственных производственных предприятий, волевое решение зачастую вовсе незначительных вопросов и т.п.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru