Теория массового обслуживания зародилась в связи с асинхронностью различных процессов производства и потребления; в одних процессах потоки ресурсов непрерывны и равномерны, в других - дискретны и переменны по своей интенсивности. Если такие процессы приходят в соприкосновение по производству или по связям производства с потреблением, то возникает очередь, а значит, и потеря производственной мощности или времени потребителем.

Устойчивость и ритмичность процессов общественного производства поддерживается при помощи хорошо сбалансированных межотраслевых связей, а также запасов материалов и резервов мощностей. Однако резервы не должны быть чрезмерными, чтобы не отвлекать из производственного оборота значительных ресурсов. К тому же хранение запасов связано с затратами (проценты за кредит, плата за фонды, складские расходы, потери и др.). Требуется, следовательно, решать, кто должен стоять в очереди - стройка в ожидании прибытия материалов или запасы материалов в ожидании, когда они понадобятся на стройке.

Типологическим примером такой ситуации служат связи завода по производству сборного железобетона и строительной организации в процессе строительства сборного домостроения. Стройка требует поступления изделий в комплекте и в определенной последовательности, вытекающей из технологии: фундаментные блоки, каркасы, стеновые панели, панели перекрытий, сантехнические кабины и т. д. Завод стремится как можно реже переналаживать производство, выпускать продукцию большими сериями  однородных  изделий.

Это объективное противоречие можно разрешить разными способами, например, специализировать предприятия или технологические линии сборного железобетона на выпуске определенных типов изделий или создать запасы на заводе в размерах, достаточных для бесперебойного обеспечения строек в меру их технологической потребности, или, наконец, создать запасы на каждой стройке.

© 2008 Все права защищены stroyetag.ru